Эссе на тему: "Я-учитель"

Эссе «Я – учитель»

   "Вся гордость учителя в учениках,

в росте посеянных им семян."

Д.Менделеев

             

Казалось, что все было вчера. Первый урок, где ты в качестве учителя, а не в качестве ученика. Шаг в класс и  на тебя смотрят 30 пар заинтересованных (или не очень) глаз в ожидании того, что же ты им скажешь.  Поначалу не всегда все выходило так, как ты задумывал. И это сильно огорчало. Долго сидела потом над конспектами, пытаясь понять, что же сделала  не так. Я вспоминаю свой первый год работы в школе и, сравнивая его с последующими 26 годами, понимаю, что это был самый сложный год в моей жизни.  

      Первое родительское собрание…  Страх, комок в горле, руки трясутся как на экзамене.  Как воспримут? Что скажут? Что я-то им скажу? Но, к счастью, все проходит не так уж и плохо. Наверное, родители моих подопечных  действительно  понимали, что я еще слишком молодая, что делаю только первые шаги в своей профессии…   По крайней мере, у меня осталось от первого собрания именно такое ощущение. Страх быстро прошел, и стало легче…

       Да, ребята, особенно маленькие, не всегда слушаются, а иногда даже срывают часть урока. И как показывает практика, на первых порах работы в школе это происходит довольно часто… Да и в последующие годы работы на этом поприще тоже бывают разные ситуации..

     Зато очень приятно бывает ставить пятерки за блестящие ответы, хвалить за хорошо выполненную работу.  И незаметно наблюдать, как искренне они радуются  похвалам. Небольшие поначалу  достижения их со временем перерастают в победы.  Над своим страхом, над кажущейся невыполнимой задачей.

      Наверное,  самая большая радость для учителя - это видеть успехи собственных  учеников (избитая мысль, но правдивая). Еще вчера твой ученик не знал чего-то, а сегодня знает, и это произошло отчасти  благодаря тебе.  Да просто приятно осознавать, что они тебя понимают и слушаются.

     Хотя…  Иногда все же  одолевают сомнения и вопросы… А нужен и интересен ли вообще твой предмет ученику?... Или он должен посещать его исключительно по принуждению, потому что так велит система? ... Ведь весь багаж знаний,  получаемых в школе, оказывается для некоторых молодых людей столь кратковременным  и улетучивается почти сразу, как только выпускник переступает порог школы.  Как это ни печально…

Прошло уже 25 лет с того дня, как я выпустила свой первый  класс. Среди моих выпускников уже много  хороших и перспективных врачей, экологов, инженеров, преподавателей высшей школы, кандидатов наук (есть один и доктор наук). 

      В воспитании молодого поколения особенно сложно, мне кажется, именно школьному учителю.  Ведь он призван не только транслировать, передавать некий набор имеющихся у него знаний и умений, а еще и разносторонне воспитывать своих учеников, прививать вкус,  показывать ученикам модели поведения - образцы честности, великодушия, справедливости.  И здесь халтурить нельзя!  Ни в коем случае!

      Ведь дети проводят в школе большую часть своего времени. Именно школа, ее традиции  и ее учителя  формируют их будущую личность.  От учителей зависит, захотят ли их ученики, уже став взрослыми людьми, обзаведясь семьей и личной жизнью,  вспоминать свои школьные годы с теплотой и нежностью или  же с отвращением. А то и просто будут  стремиться навсегда позабыть о  них. И это действительно очень страшно.

           Школа – храм науки. И учитель приходит учить, а ученик приходит – учиться!  Есть очень мудрая формула:  «Научить -  нельзя, научиться – можно».  Это уже отклик ученика на все, что есть в школе. Большое счастье, если ученик с гордостью говорит: «Я иду – учиться! И я научусь!». Как этого достичь? Чтобы, уходя с урока химии, ученик мечтал об открытии нового элемента? Закрывая дверь кабинета литературы, захотел написать роман и рассказать в нем  о самом важном в этой жизни? А  прощаясь с учителем истории,  устремился мыслями в  древнюю Элладу?  Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос;  и у каждого учителя, и у каждой школы свои рецепты увлеченности и увлечения. Но это главное в школе – страстное желание учиться!! И я учусь вместе с учениками.  Этот процесс обязательно двусторонний. И в плане знаний, когда каждый день  обогащает тебя новым: книгой, мыслью, чувством.  Учиться друг у друга, идти за руку вместе по этой славной дороге школы.   Идти вместе, чтобы выдержать потом самый главный экзамен, который дает каждому ЖИЗНЬ. А порой это уравнение со столькими неизвестными, что  решение не под силу даже великим химикам Д.И. Менделееву и А.М. Бутлерову.  Жизнь не всегда определяется правилами, алгоритмами.  Она устраивает самую жесткую проверку – на чистоту души, на человечность, на любовь.  И помочь с честью выдержать эту проверку может учитель…

 

    Учитель химии МБОУ «Гимназия №8»

 Советского района г. Казани

М.В. Пичугина

 

Описание педагогического опыта

РАЗДЕЛ I.

  ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

 

1.1.

Фамилия

Пичугина

1.2.

Имя

Марина 

1.3.

Отчество

Вавиловна

1.4.

Должность

Учитель химии

1.5.

Место работы 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8» Советского района г.Казани

1.6.

Стаж (педагогический)

26 лет

1.7.

Стаж (по специальности)

26 лет

1.8.

Образование 

Высшее, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова – Ленина, по специальности химия, по квалификации химик, Диплом УВ № 191045 выдан 21 июня 1990г.

1.9

Курсы повышения квалификации 

Курсы повышения квалификации по проблеме  «Технологические подходы к содержанию предмета химии в условиях профильного обучения», ИРО РТ, 108 часов, 2010г.

Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Управление образовательной организацией в период введения Федерального государственного образовательного стандарта», НОУ высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская юридическая академия», 72часа,  2014г.

1.10

Квалификационная категория  

Высшая  квалификационная категория 

1.11

Методическая тема

«Формирование универсальных компетенций на уроках химии»

1.12

Поощрения

 

Соросовский учитель 1997,1998,1999,2000гг.;

Победитель гранта  РТ «Наш лучший учитель» 2014г.;

Благодарственное письмо отдела образования «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по Советскому району за достигнутые результаты в реализации целевой комплексной программы «Одаренные дети», 2010г.; Благодарственное письмо ИРО РТ , 2011г.; Благодарственное письмо научно – методического центра им. Л.В.Занкова, Издательский дом «Федоров» за поддержку передовых идей системы развивающего обучения, 2013г.;

Благодарственное письмо национального исследовательского университета КГТУ, 2014г.

 

 

РАЗДЕЛ II.

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Успех обучения заключается в организации учебного процесса по принципу самостоятельного созидания знаний, что невозможно осуществить без учебно-познавательной деятельности учащегося.  Учитель не информатор и его педагогическая деятельность сводится не к объяснению, а к организации на уроках учебно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой происходит усвоение знаний. Ученик при этом становится активным соучастником учебного процесса.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время:

 

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создаю в учебной  деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

Уделяю внимание как сильным, так и слабым обучающимся.                                               Сильные обучающиеся  утверждаются в своих способностях, стараются  быстрее и глубже продвигаться в образовании. Слабые- получают возможность испытывать учебный успех, повышать уровень мотивации ученья.

Исследовательские методы обучения

Даю возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.                                                Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника  

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других  видов обучающих игр

Игровые методы позволяют расширить кругозор обучающихся, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимых в практической деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии

Неограниченное обогащение содержания образования. Использую  интегрированные курсы и при необходимости дистанционное обучение.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время для практических и самостоятельных работ, нормативно применять интерактивное оборудование, что дает положительные результаты в обучении. 

 

        Методическая тема, над которой я работаю пятый год сформулирована следующим образом: «Формирование универсальных компетенций на уроках химии».

       «Формированию универсальных компетенций на уроках химии»

Для успешной самореализации выпускник школы должен обладать следующими ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому): ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательна компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.

Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль химических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока я стремлюсь  к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого можно использовать следующий прием:  перед изучением темы рассказываю о ней, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить, зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.

Считаю, что информационная компетенция существенно повышает учебно-познавательную деятельность современного учащегося.  Это поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Для развития данного вида компетентности использую следующие приемы:

- работаю  на уроке с разными УМК, чтобы ученики находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники.

- поощряю подготовку презентаций самими учащимися, а в дальнейшем применяю их в учебной деятельности.

- привлекаю к использованию словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов.

- предлагаю использовать Интернет-ресурсы, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов.

- предлагаю задания прикладного характера. У учащихся формируется  не только информационная компетенция, но и накапливается определенный жизненный опыт.

- привлекаю учащихся самим составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы.

Формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. При любой учебной деятельности у обучающихся может формироваться сразу несколько компетенций. Грамотная организация учебной и внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию компетентной личности учащегося, который сможет решить проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

- в познании и объяснении явлений действительности;

- при работе с современными техническими устройствами;

- во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков;

- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, семьянина, покупателя, клиента, зрителя;

- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

- при необходимости разрешения собственных проблем жизненного самоопределения, выбора образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания и умения.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Диссеминация опыта ( участие в семинарах)

 

Тема выступления

Уровень

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

«Интегрированный подход к преподаванию ОБЖ и химии»

 

Республиканский

В рамках курса повышения квалификации, в организации и проведении республиканского семинара по обмену опытом проблеме: «Эффективные технологии социализации в процессе преподавания курса ОБЖ»

2013г.

2

Естественно-научное образование. Современный опыт зарубежных и отечественных школ.

Район

В рамках районного семинара, организованного ИМО ГМЦ по Советскому району г. Казани  по теме «Формирование универсальных компетенций на уроках естественного цикла»

2014г.

 

Диссеминация опыта  (выступления на конференциях)

 

Тема выступления

Уровень

Тема конференции,  кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата 

1

«Цифровая школа» как база успешной социализации участников образовательного процесса»

 

 

Международный

  1. Международная  педагогическая конференция

«Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века» . Организована при поддержки МО и Н РТ.  Казань 2011

6-7 июля 2011г.

 

«Кадровый менеджмент: новое содержание старых форм»»

Городской

Пленарное заседание  городской августовской конференции работников образования по теме «Вектор стратегии развития образования города Казани: Личность. Семья. Школа. Общество» 2012

24.08.2012 г.

 

Участие в общеобразовательных проектах

 

Название конкурса

Уровень

Результат

Год участия

1

Общероссийский проект «Школа цифрового века» 

Всероссийский

Диплом

«Учитель цифрового века»

  1. ,

2013гг.

 

Участие в выставках и исследованиях

 

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень

Год

1

12-ая специализированная выставка

 «Образование. Карьера».

Участие в представлении стенда «Партнерство:

школа -  вуз – производство
 как одно из направлений социализации личности школьников»  совместно с КНИТУ-КАИ и ОАО «Казанский вертолетный завод»

Республиканский

2012г.

2

Организация и содействие в проведении международного исследования учащихся

8 класса МБОУ «Гимназия №8»  TIMSS 2011

Международный

2011г.

3

Организация и содействие в проведении международного исследования учащихся 8 класса МБОУ «Гимназия №8»PISA 2012   

Международный

2012г.

4

Организация и содействие в проведении Лонгитюдного исследования российских школьников, организованного НИУ ВШЭ и Общероссийским фондом «Общественное мнение» 

Федеральный

2013г.

 

Результативность образовательной деятельности

 

 

Считаю, что при  формировании универсальных компетенций, учебно-познавательная деятельность учащегося значительно повышается.    И в этих условиях происходит подготовка учащихся к жизни в современном  мире.

Читайте также

Всего комментариев: 0
avatar